Принцип работы любого кондиционера основывается на принципе холодильного цикла , в основе которого лежит свойство жидкостей поглощать тепло при испарении и выделять - при конденсации. Подробнее рассмотрим сей процесс рассмотрев схему кондиционера (сплит-системы):
Основными узлами любого кондиционера являются: Компрессор - сжимает фреон и поддерживает его движение по холодильному контуру. Конденсатор - радиатор, расположенный во внешнем блоке. Название отражает процесс, происходящий при работе кондиционера - переход фреона из газообразной фазы в жидкую (конденсация). Испаритель - радиатор, расположенный во внутреннем блоке. В испарителе фреон кипит и переходит из жидкой фазы в газообразную (испарение). ТРВ (терморегулирующий вентиль) - понижает давление фреона перед испарителем. В нашем случае это капиллярная трубка, но смысл тот же. Вентиляторы - создают поток воздуха , обдувающий испаритель или конденсатор. Они необходимы для повышенной интенсивности теплообмена (Отвод тепла от конденсатора или охлаждения воздуха в помещении). Компрессор, конденсатор, ТРВ и испаритель соединены медными трубами и образуют холодильный контур, по которому циркулирует хладогент - смесь фреона и небольшого количества компрессорного масла, необходимого для смазки компрессора.
В процессе работы кондиционера происходит следующее. На вход компрессора из испарителя поступает газообразный фреон под низким давлением в 3 - 5 атмосфер и температурой 10 - 17oС. Компрессор сжимает фреон до давления 15 - 22 атмосфер, в результате чего фреон нагревается до 70 - 90oС (Количество теплоты которое содержалось в газе осталось тоже, да вот объем то его уменьшился после сжатия, что и привело к повышению температуры ), после чего поступает в конденсатор.
Благодаря интенсивному обдуву конденсатора наружным воздухом, фреон остывает и переходит из газообразной фазы в жидкую. Соответственно, воздух, проходящий через конденсатор, нагревается, унося избыточное тепло.
На выходе конденсатора фреон находится в жидком состоянии, под высоким давлением и с температурой на 7-18oС выше температуры атмосферного воздуха. Из конденсатора теплый фреон поступает в терморегулирующий вентиль (ТРВ), который в простейшем случае представляет собой капилляр (длинную тонкую медную трубку свитую в спираль). На выходе ТРВ давление и температура фреона существенно понижаются, часть фреона при этом может испариться.
После ТРВ смесь жидкого и газообразного фреона с низким давлением поступает в испаритель. В испарителе жидкий фреон переходит в газообразную фазу с поглощением тепла, соответственно, воздух, проходящий через испаритель, остывает. Далее газообразный фреон с низким давлением поступает на вход компрессора и весь цикл повторяется.
Этот процесс лежит в основе работы любого кондиционера и не зависит от его типа, модели или производителя.
Кстати, одна из наиболее серьезных проблем в работе кондиционера возникает в том случае, если в испарителе фреон не успевает полностью перейти в газообразное состояние. В этом случае на вход компрессора попадает жидкость, которая, в отличие от газа, несжимаема. В результате компрессор просто выходит из строя. Причин, по которым фреон не успевает испариться может быть несколько, самые распространенные - загрязненные фильтры внутреннего (при этом ухудшается обдув испарителя и теплообмен) или включение кондиционера при отрицательных температурах наружного воздуха !!(в этом случае в испаритель поступает слишком холодный фреон).